Строители новой жизни

19 февраля 2020

…Каждый честный работник должен идти на субботник. Владимир Маяковский

          Севастопольский морской завод, его рабочие – кораблестроители во все времена шли в ногу со временем и в экономической, и политической жизни страны. Судите сами: здесь возникли первые марксистские кружки, появились первые распространители ленинской газеты «Искра», рабочие завода первыми вступили в красногвардейские отряды. Первые субботники и воскресники, первые пионерские, комсомольские и партийные ячейки, первые клубы – всё это было на нашем заводе.

          Сегодня в рубрике «Из истории завода» мы поведём рассказ о первых субботниках и воскресниках в России и на СМЗ, а также об открытии рабочего клуба «Пролетарская кузница» на Большой Морской улице.

          1920 год. Ноябрь. Полная победа над Врангелем. Драматический исход белогвардейских войск из Севастополя. Город восторженно встречал бойцов и командиров Красной Армии.

          10 декабря 1920 года состоялся заводской митинг, на котором выступил И.П. Морозов, комиссар: «Товарищи! Я обращаюсь к вам – авангарду пролетариата – с призывом осознать всю важность момента и приняться дружными усилиями за восстановление разрушенного хозяйства страны. Знайте, что помощи ждать нам не приходится от кого-либо, сами, своими усилиями, приложив максимум энергии, мы можем возродить страну. Я призываю вас на борьбу с разрухой.  …мы придём к победе на фронте труда…»

          Эти идущие из глубины сердца слова стали призывом к проведению на заводе коммунистических субботников и воскресников. Морзаводцы, возглавляемые руководителем заводской коммунистической ячейки рабочим –корпусником Н.А. Луниным, поддержали почин рабочих ж/д депо Москва-Сортировочная и дружно вышли на восстание предприятия в нерабочее время.

          Сейчас мы прервём рассказ о трудовом подвиге севастопольских корабелов и перечитаем страницы истории субботников в России. Делать что-то вместе, дружно, сообща – это часть менталитета русского народа. Совместная работа для общего блага, соборность появились на Руси намного раньше субботников. В деревнях организовывали ТОЛОКУ – убирать урожай, строить дом для погорельцев или церковь. В 1919 году, когда ещё шла Гражданская война, появились субботники. Они были добровольными и отражали искренний порыв рабочих помочь стране. Они не могли изменить тяжёлую экономическую ситуацию в государстве, но стали частью активной пропагандистской кампании. В поэме «Хорошо!» поэт революции Владимир Маяковский напишет:

Работа трудна,

Работа «томит»,

За неё

Никаких копеек,

Но мы

Работаем,

Будто мы

Делаем Величайшую эпопею.

          1 мая 1920 года прошёл Первый Всероссийский субботник, в котором принял участие глава Страны Советов В.И. Ленин запечатлён несущим с товарищами бревно на уборке территории Кремля. Позже по этому сюжету рисовали картины, писали стихи и рассказы, ставили фильмы.

          По 4-6 часов работали коммунисты и беспартийные на субботниках. Тех, кто иногда отлынивал, грозились лишать пайков и премий. Но, к счастью, идеи эти оставались только на бумаге, зато многочисленные плакаты стыдили и высмеивали прогульщиков.

          В 1922 году Гражданская война закончилась – помогать армии и флоту вроде бы не надо. Однако бесплатная работа по субботам продолжалась. В 30-е годы субботники стали обязательными для всех и проводились в СССР вплоть до 90-х годов. Это были «праздники труда», приуроченные, как правило, к 22 апреля, дню рождения Ленина, и ставшие объектом раздражения и насмешек. После распада СССР в 1991 году казалось, что субботники ушли в прошлое. Но в середине 90-х в Москве субботники получили вторую жизнь. Москвичи, влюблённые в свой город, использовали возможность поучаствовать в уборке столицы после зимы и сделать её красивой, нарядной, ухоженной.

          А теперь вернёмся на наш завод, в 20-е годы, и продолжим рассказ об энтузиазме заводчан, которые расчищали территорию, наводили порядок в цехах, ремонтировали заводское оборудование. В декабре 1920 года был разработан график ремонта кораблей. В начале января 1921 года судоремонтники уже работали на 27 судах. Они были полуголодные, вопрос о хлебе стоял очень остро. Скудный паёк заводского рабочего с каждым днём уменьшался. И всё же, когда на заводе, как и во всём Крыму, разразился топливный кризис, они решили 13 февраля 1921 года провести субботник по заготовке дров. Силами комсомольцев за 3 дня был отремонтирован паровоз «Красный Севастополь», на нём был завезён со станции Мекензиевы горы 21 вагон дров, а со станции Сирень – 25вагонов. Дрова, заготовленные на том субботнике, дали возможность до поступления угля из Донбасса поддерживать работу одного котла, обеспечивающего паром механизмы электростанции.

          Но не хлебом единым жив человек. Кораблестроители были молоды, энергичны, хотели учиться, творить… Именно для них в 1925 году открылись клубы «Красный металлист» на Корабельной стороне и «Пролетарская кузница» на Большой Морской улице, ставшие центрами культурно-просветительской работы: в разных кружках этих клубов занималось до 900 человек. Более того, в клубе «Пролетарская кузница» проводили заводские конференции. НА одной из них в мае 1929 года севастопольские корабелы заключили договор о социалистическом соревновании с коллективом Одесского и Николаевского судостроительных заводов, Керченского металлургического завода и Симферопольского машиностроительного завода.

          1 января 1933 года клуб «Пролетарская кузница» едва вместил всех желающих. Коллектив завода, отмечая Всесоюзный день ударника и первый день второй пятилетки, пришёл на торжественное собрание, где подвёл итоги работы и взял обязательство перевыполнить программу вновь наступающего года Морзаводцы заверили, что приложат все силы к тому, чтобы вторую пятилетку также завершить досрочно. И трудились не покладая рук. Чего стоила только одна модернизация линкора «Парижская коммуна» ?! Конструкторы, инженеры-технологи, корпусники, механики, электрики напряжённо работали над тем, чтобы беспомощную металлическую коробку некогда грозного корабля превратить в мощный современный боевой корабль Черноморского флота. Ценою колоссальных усилий работников всех служб завода в конце 1937 года линкор «Парижская коммуна» был сдан Государственной комиссии и заступил на боевую вахту по охране морских границ СССР.

          В конце октября 1935 года клуб «Пролетарская кузница» организовал слёт передовиков производства завода, первых стахановцев предприятия. Напомним, что в ночь на 30 августа 1935 года донецкий шахтёр Алексей Стаханов перевыполнил норму в 16 раз! Отсюда и пошло стахановское движение. Стахановцы Севморзавода обратились к рабочим и ИТР с призывом уплотнить рабочий день, полнее использовать технику, работать без брака, пятилетку завершить в четыре года.

           Сегодня, оглядываясь на пройденный нашими предками путь, глубже задумываешься о том, как они выстояли, выдюжили, где черпали силы. Как же велика была любовь к Родине, заводу, жизни! И не было никаких инструкций по патриотическому воспитанию, мероприятий. Был труд, упорный труд. Чувство коллективизма. Гордость за выполненное дело. Надежда и вера в лучшее будущее. Будущее детей и внуков, т.е. нас с вами. Не забывайте об этом, дорогие друзья и коллеги, они были настоящими строителями новой жизни.

Пресс-секретарь Филиала «Севастопольский морской завод»

Виктория Свитченко