100-тонный самоходный полноповоротный кран «Черноморец»

12 февраля 2020

29 января 1966 года на стапеле корпусного цеха был заложен первый 100-тонный самоходный полноповоротный плавучий кран, получивший название «Черноморец». Начальником цеха был тогда В.И. Подбельцев, ставший впоследствии директором Севморзавода, а бригадиром – М.Н. Афанасьев.

          Это была вторая серия плавкранов. А начало плавкраностроения берёт в 50-е годы, очень трудные годы и для страны, победившей в самой кровопролитной войне XX века, и для завода, восстанавливающегося по нормам военного времени. В 1951 году Севастопольскому морскому заводу была запланирована закладка двух плавучих кранов грузоподъёмностью 50 тонн, один из которых предназначался на экспорт.

          На пути создания кранов было много сложностей: слабая энергетическая база, отсутствие станков и оборудования, стендов и точных линий, недостаточное наличие портальных кранов, «плачевное» состояние кузнечного, литейного и малярного производства, кислородной станции. Но эйфория победы, желание построить новую жизнь, самоотверженный труд севастопольских корабелов победили. К 1960 году морзаводцы построили серию подобных кранов. Накопили опыт специалисты – кораблестроители, достойными представителями которых были старший строитель В.И. Антонов и главный строитель Г.К. Кайда.

          60-е годы – особый период в жизни заводского коллектива. Претворение решений партийных съездов в жизнь, движение за коммунистическое отношение к труду, увеличение роли наставников, призванных быть не только организаторами производства, но и политическими воспитателями, создание комсомольско-молодёжных бригад и рабочих династий, ежегодный заводской рабочий праздник «Слава труду», чествование молодых рабочих, выпускников профтехучилищ – вот чем жил тогда завод и его труженики. Для нынешнего молодого поколения слова эти – история. Для старшего же – воспоминания о лучших днях своей жизни, когда они были молоды, сильны, здоровы и счастливы.

          Именно в 60-е годы и началось серийное производство плавучих кранов. Развёртывание строительства 100-тонных кранов представляло собой большую научно-практическую проблему: стране нужны были краны, способные выполнять работы и в защищённых акваториях, и в открытых прибрежных районах морей. Ни один зарубежный образец не соответствовал этим требованиям. Понятно, что в кратчайшие сроки необходимо было создать новую конструкцию плавучего крана. С этой задачей успешно справились инженеры КБ во главе с Н.Д. Великосельским, создавших проект универсального плавучего крана грузоподъёмностью 100 тонн.

           Реконструировав стапели, введя 3 портальных крана по 30 тонн, построив эстакаду, внедрив блочный метод при сборке металлоконструкций, морзаводцы приступили к постройке корпусов больших плавучих кранов.

            Строительство 100-тонного «Черноморца» шло рекордными темпами, и 31 мая 1966 года он был спущен на воду. Этот день стал настоящим праздником для большого коллектива рабочих и инженерно-технических работников. Среди них – С.С. Гончаров, Ю.Ф. Бажанов, К.М. Емельянов, Д.Я. Медин, В.И. Гадюченко, К.Е. Фоменко, А.И. Киселёв, В.И. Мерцалов, Л.И. Титенко, П.Н. Коваленко, А.А. Киселёв, И.И. Гнатий, Н.П. Ларионов, В.А. Клюкин, В.Р. Власова, Ю.А. Муравьёв, Н.Б. Яценко и многие другие. Состоялся общезаводской митинг, на который пришли сотни людей. Это был истинный праздник не только судостроителей, но и членов их семей. Из воспоминаний Л.А. Абраменко, дочери Кашитина А.М., кавалера ордена Ленина, обладателя медалей «За оборону Севастополя», «За оборону кавказа», «За трудовую доблесть», «К 30-летию Победы», «Ветеран труда» и других: «Мне было тогда 13 лет. На площади – масса людей. Все, весёлые, оживлённые, радостно приветствовали друг друга. Поцелуи, объятия… Папа был со своей бригадой, а мы с мамой стояли отдельно. Мама постоянно вытирала слёзы, наверное, вспоминала, как их эвакуировали вместе с заводом в декабре 1941 года сначала в Туапсе, потом в Поти, как выживали в войну, как работали под бомбёжками, ведь фашисты, захватив Крым, рвались в Баку, к нефти. Отец приходил на квартиру только чтобы чуть-чуть поспать, помыться, переодеться – и снова на завод ремонтировать «раненые корабли».

              Первый «Черноморец» ушёл на трудовую вахту, а конструкторы продолжили работу по усовершенствованию этого грузового великана. Высокие технические характеристики кранов снискали им большую популярность в Болгарии, Польше, Германии, где они успешно функционировали. За трудовыми достижениями плавкранов стоял каждодневный упорный труд рабочих завода, среди которых развернулось мощное патриотическое направление: и пятилетку выполнить за 3 года и 4 месяца, и стать на ударную вахту к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, и победить в социалистическом соревновании, и оправдать высокие правительственные награды завода.

             В канун 50-летия образования СССР в газете «Известия» было опубликовано письмо болгарского экипажа 100-тонного плавучего крана «Черноморец» со словами благодарности советским специалистам за создание отличной машины.

          Через 2 года, в середине 1974 года, труженики завода торжественно проводили плавкран «Черноморец» в немецкий порт Висмар. Вскоре на имя директора Севморзавода пришло письмо: … «Рад сообщить Вам, что плавучий кран, построенный на Вашем заводе для нашего порта, хорошо зарекомендовал себя во время работы. Нам бы хотелось выразить сердечную благодарность коллективу Вашего завода за хорошо выполненную работу. Желаю Вашему коллективу дальнейших успехов в труде Директор порта Домке».

          Интересно, что руководство порта Висмар присвоило старшему строителю Евгению Резникову звание «Активист «социалистического труда ГДР, а бригаде сборщиков Василия Земского и бригаде слесарей-монтажников Петра Коваленко – звание «Бригада социалистического труда ГДР». А ещё портовики Висмара в знак дружбы прислали на завод знамя Общества германо-советской дружбы. Вот такие высокие отношения установил наш плавкран «Черноморец».

          На смену ему вскоре придут «Витязи», «Богатыри», а он останется в памяти благодарных потомков краном-ветераном, которого, как первую любовь, никто никогда не забудет.

Пресс-секретарь Филиала «Севастопольский морской завод» АО «ЦС «Звёздочка»        

Виктория Свитченко