25 (11).10.1905: Выход крейсера «Очаков» на ходовые испытания для проверки башенных орудий

25 октября 2018

Из архивов испытаний

«Крейсер «Очаков» вышел в море в октябре 1905 года для продолжения заводских испытаний. Под парами было 12 котлов среднего и кормового кочегарного отделений, число оборотов гребных винтов доходило до 130 об/мин. При 120 об/мин суммарная мощность главных машин по индикаторным диаграммам составила около 11 500 л. с. Скорость, замеренная по времени прохождения створных знаков, при числе оборотов 111 об/мин составила 19 уз, а при 124 об/мин — 20,4 уз. Осадка составляла носом 18 футов 6 дюймов и кормой — 21 фут 10 дюймов (средняя 6,15 м), что соответствовало водоизмещению 6500 т.»

Предыстория

Пароход «Память Меркурия»

Начало ХХ века. У Российского линейного флота на Черном море значительное качественное превосходство над турецким. Хотя в составе, кроме уже устаревшего безбронного «Память Меркурия» (при закладке во Франции этому пароходу присвоили имя «Ярославль»), современных крейсеров не было. Минные крейсера и канонерские лодки универсальными кораблями также не считались. Кроме того, осложнялась ситуация с усиления Черноморского флота и условиями международных договоров о режиме проливов. Согласно регламента был запрещён перевод в зону военных действий, построенных за границей или в Санкт-Петербурге кораблей.

Создание

Крейсер «Очаков» возле достроечной стенки Севастопольского адмиралтейства»

Из-за этих ограничений крейсеры решили строить на заводах Николаева и Севастополя. Для закладки первых двух кораблей использовали проектнемецкого бронепалубного крейсера «Богатырь». Что стало причиной выбора именно этого проекта – остаётся историческим вопросом. Ведь крейсер первого ранга или дальний разведчик для закрытого и относительного небольшого боевого пространства не самый подходящий корабль. Однако крейсеры под руководством корабельного инженера Николай Иванович Янковского строить начали. 27 февраля 1901 года на кильблоки удлинявшегося стапеля уложили первый лист обшивки горизонтального киля в средней части корпуса. Этот день принято считать началом строительства «Очакова» на стапеле севастопольского адмиралтейства. Официальной датой закладки бронепалубного крейсера 1-го ранга «Очаков» считается 13 августа 1901 года. А осенью 1905 г. «Очаков» приступил к испытаниям машин и артиллерии.

 

Проект бронепалубного крейсера «Очаков», 1902 год

Проектные характеристики «Очакова»:

водоизмещение – 6645 т,

длина – 134 м,

ширина – 16,6 м, осадка – 6,3 м.

Главные механизмы — две паровые машины тройного расширения общей мощностью 19 500 л.с. на 16 котлах Бельвиля.

 

Бронепалубный крейсер «Очаков», 1902 год

Вооружение:

орудия 12 152 мм, 75 мм, 8 47 мм и 2 37 мм,

две десантные пушки,

два пулемета,

шесть торпедных аппаратов,

четыре шестидюймовки в двухорудийных башнях,

четыре – в одиночных казематах.

Команда «Очакова» под руководством П.П. Шмидта

Толщина брони:

палуба 35—79 мм,

боевая рубка – 140 мм,

башни – 127 мм,

казематы – до 80 мм.

Экипаж – 570 человек.

События 1905 года

Крейсер «Очаков» после восстания

14 (27) ноября 1905 года крейсер стал флагманом революционной эскадры Севастопольского восстания под командованием Петра Петровича Шмидта. После решения властей подавить мятеж силой, «Очаков», а вместе с ним ещё нескольких кораблей под красными знамёнами приняли на себя ружейный огонь и обстрел корабельной, береговой и полевой артиллерий. Многие корабли революционной эскадры получили значительные повреждения, в том числе и «Очаков». Множественные попадания привели к пожару, который длился 2 дня.

После восстания

Крейсер «Генерал Корнилов» (бывший «Очаков»)

В том же году крейсер «Очаков» был переименован в «Кагул». В ноябре 1919-го года за отличные действия против частей Красной армии приказом по Добровольческой армии был переименован в честь героя Белого движения генерал-лейтенанта Лавра Георгиевича Корнилова. 29 декабря 1920 года интернирован Французскими властями.

В 1933 году крейсер «Генерал Корнилов» был разобран на металл.