На Севморзаводе торжественно закложили плавучий кран «ПК-400 «Севастополь» (ФОТО)

24 ноября 2017

24 ноября 2017 года на стапеле № 1 Филиала «Севастопольский морской завод» Центра судоремонта «Звездочка» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) прошла торжественная церемония по закладке заказа № 001 – плавучего крана «ПК-400 «Севастополь» грузоподъемностью 400 тонн. Заказчиком плавкрана является одно из российских предприятий, проектантом – севастопольское ЦКБ «Коралл». Закладка данного судна символизирует переломный этап в процессе возрождения одной из старейших российских верфей, которая в наступающем году отметит 235 лет со дня основания – ровно столько же, сколько ведет отсчет своей истории Севастополь.

Именно по этой причине корабелы «Севморзавода» решили назвать первое закладываемое после длительного периода безвременья судно гордым именем города-героя. Тем самым на предприятии продолжили традицию имянаречения плавучих кранов, существовавшую с 50-х годов прошлого века. На заводе, который известен в отрасли как родоначальник отечественного плавкраностроения, было произведено более 70 плавкранов грузоподъемностью от 50 до 1600 тонн, подавляющее большинство из которых активно эксплуатируются до настоящего времени. Целые серии таких плавкранов имели собственные названия — «Черноморец», «Богатырь», «Севастополец», «Слава Севастополя». В 1974 году продукции завода впервые в отрасли был присвоен Государственный знак качества. Изделия поставлялись в том числе на экспорт.

Имя «Севастополь» в разные годы прежде носили преимущественно военные корабли: двухмачтовая парусная шхуна, броненосный батарейный фрегат, эскадренный броненосец, линкор, сторожевой корабль. По мнению корабелов Севморзавода, решение присвоить имя «Севастополь» гражданскому судну станет очередным красноречивым свидетельством того, что легендарный южный форпост России – не только город-герой, но и город-труженик.

Закладке плавкрана «ПК-400 «Севастополь» предшествовали несколько этапов восстановления компетенций «Севморзавода» в судоремонте и судостроении, практически утерянных предприятием за два последних десятилетия. На первом этапе верфь вновь начала принимать для ремонта и сервисного обслуживания корабли и суда различных типов, в том числе в рамках Государственного оборонного заказа. С момента перехода под государственную юрисдикцию Российской Федерации на заводе отремонтированы и сданы заказчикам более трех десятков кораблей и судов, ремонт нескольких из них продолжается в настоящее время.

Вторым этапом возрождения «Севастопольского морского завода» можно считать успешное выполнение заказа по строительству транспортной плавсистемы для доставки к местам монтажа в Керченском проливе арочных пролетных строений Крымского моста. Более года в сложных условиях севастопольские корабелы участвовали в выполнении глобального национального проекта – и свою задачу выполнили достойно. В августе-сентябре этого года с помощью построенной на Севморзаводе плавсистемы мостостроители успешно доставили на судоходный фарватер Керченского пролива четыре арочных строения весом более 6 тысяч тонн для железнодорожной части Крымского моста и почти 5 тысяч тонн – для автодорожной. В России подобная операция в морских условиях выполнялась впервые, но она прошла блестяще, и это видел весь мир.

Теперь севастопольским корабелам предстоит написать очередную страницу новейшей истории родного завода – возродить его возможности в области судостроения и в, частности, плавкраностроения, а также строительства технического флота. Для этого на Севморзаводе выполнен огромный объем организационно-технических мероприятий, среди которых дефектация, ремонт и восстановление элементов наклонного и горизонтального стапелей на Южной производственной площадке, где будет вестись строительство плавкрана, других сооружений и инженерных коммуникаций. Проведены освидетельствование цехов и отдельных рабочих мест, текущие ремонты на станках, оборудовании и крановом вооружении. Особое внимание при этом было уделено линии металлообработки, находящейся на Инкерманской площадке предприятия, функциональность которой пришлось восстанавливать заново.

Службой по управлению персоналом «Севморзавода» реализован ряд мероприятий для увеличения численности производственных рабочих и специалистов, которые потребуются для выполнения объемного заказа. Сформирована база данных кадрового резерва, ведется подготовка к приему новых работников, число которых в ближайшие годы должно достигнуть более тысячи человек, а в среднесрочной перспективе – более 3 тысяч человек. Для создания достаточного потенциала квалифицированных рабочих и инженерных кадров ведется целенаправленная системная работа с Севастопольским государственным университетом, Филиалом МГУ им. М.В. Ломоносова, Севастопольским судостроительным колледжем. Некоторые их выпускники уже работают на верфи.

Все это делается с четким осознанием стоящих перед «Севастопольским морским заводом» масштабных производственных задач. Его коллектив не без оснований рассчитывает, что первый в «российской» истории завода плавкран «ПК-400 «Севастополь» станет также первенцем в целой серии ему подобных. Совместно с Объединенной судостроительной корпорацией, Центром судоремонта «Звездочка», Министерством образования и науки РФ, Севастопольским государственным университетом ведется напряженная работа для скорейшего воплощения «в металле» инновационного научно-исследовательского судна «Пионер-М», которое может открыть новую эпоху в истории научно-исследовательского флота всей страны. Близится к завершению договорная работа с одним из крупных российских производителей по получению еще одного заказа на строительство плавкрана грузоподъемностью 700 тонн. Совместно с Министерством промышленности и торговли РФ, ОСК и других заинтересованных структур ведется работа над целой программой строительства плавкранов и технического флота в масштабах России. Наконец, продолжается деятельность по подготовке производства к выполнению ремонтов, переоборудования и сервисного обслуживания боевых кораблей и подводных лодок ВМФ, в том числе самых современных, продолжению ремонта судов гражданских заказчиков на новой технологической базе.

Для успешной реализации данных планов на Севморзаводе, основные производственные мощности которого преимущественно все еще основательно изношены, предстоит реализовать программы по их революционному техническому перевооружению и реконструкции. В начале текущего года был объявлен конкурс на разработку проекта реконструкции производственных мощностей верфи в рамках Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. В настоящее время проект проходит необходимые экспертизы.

Планируемая на период до 2020 года реконструкция будет комплексной и затронет все ключевые объекты Южной и Инкерманской площадок «Севастопольского морского завода» – сухие доки, достроечные набережные, цеха, участки, склады, лаборатории, котельное, крановое и энергетическое хозяйства, инженерные сети, подъездные автомобильные и железнодорожные пути и многое другое. Общая площадь планируемых к реконструкции объектов составляет почти 44 тысячи квадратных метров.

Проектом предусматривается, что модернизация ряда объектов должна вестись параллельно с техническим перевооружением существующих и организацией новых участков ремонтной номенклатуры. Планируется и строительство новых производственных объектов, самым крупным из которых должен стать гальванический цех со станцией нейтрализации на Инкерманской площадке.

Кроме того, до 2020 года севастопольская верфь ОСК должна обновить административные корпуса, бытовые и складские помещения, модернизировать объекты энергетического и кранового хозяйства, котельные, газовые и водопроводные сети, провести работы по дноуглублению у причалов, смонтировать новые кислородную станцию, камеру очистки-окраски и т.д.

Техническим заданием по разработке проекта реконструкции также предусматривается, что после ее завершения Севморзавод сможет полноценно работать в двухсменном режиме при 5-дневной рабочей неделе и 8-часовом рабочем дне.

Плавучий кран «ПК-400 «Севастополь»
(основные технические характеристики)

Проектант: ЦКБ «Коралл».

Тип: морской несамоходный плавкран понтонного типа с полноповоротным верхним строением (грузоподъемным устройством).

Назначение: погрузка-разгрузка грузов различного типа в защищенных и открытых морских акваториях, транспортировка грузов на верхней палубе.

Грузоподъемность – 400 т.

Главные размерения понтона:
— длина – 64,8 м;
— ширина – 25,8 м;
— высота борта – 5,4 м.

Высота габаритная – 35 м.
Водоизмещение на переходе – 3707 т.
Максимальная масса – 2927 т.
Масса верхнего строения – 1100 т.

Необходимый объем металлообработки при строительстве – около 1500 т.

Начало резки металла для строительства закладной (днищевой) секции плавкрана – конец октября 2017 г.
Закладка – 24.11.2017 г.
Передача заказчику – конец 2019 г.