Звездный час «Звездочки»: что ждет севастопольских корабелов

17 апреля 2017

«Севморзавод» загружен заказами на 100 %. На предприятии планируется полное техническое переоснащение. Однако, в целом, севастопольский сегмент отрасли судоремонта переживает далеко не лучшие времена. Некогда градообразующие заводы, буквально выживают, в попытке выйти хотя бы на внутренний рынок. Об этом корабелы говорили на круглом столе в Законодательном собрании обсуждая «Стратегию – 2030». Власти назвали судостроение и судоремонт одним из ключевых направления развития экономики в ближайшие годы. О том, что сейчас мешает отрасли: сдерживающие факторы и перспективы развития в материале «ФедералПресс».

Проект Стратегии социально-экономического развития города Севастополя депутаты рассмотрят уже на следующей неделе и, прежде чем обсуждать документ, власти решили еще раз поговорить с судоремонтниками, поскольку именно эта отрасль названа для города приоритетной.

На сегодняшний день судоремонт и судостроение в Севастополе представлено 116 предприятиями. Цифра внушительная, но на деле не все так оптимистично: большинство фирм относится к малому и среднему бизнесу. Если говорить о крупных игроках рынка, их всего два: «Севморзавод» и «13 судоремонтный завод Черноморского флота». В некогда градообразующей отрасли на сейчас работает всего 3, 5 тысячи человек (около 30% от общего количества занятых в промышленной сфере Севастополя).

Городские власти рассчитывают, что к 2024 году оборот судостроительных и судоремонтных предприятий города увеличится в четыре раза, а количество рабочих удвоится. Об этом заявил заместитель губернатора Севастополя Илья Пономарев во время встречи депутатов местного парламента и ключевых игроков отрасли, обсуждая проект Стратегии – 2030.

«Проектом стратегии предполагается достижение следующих результатов в отрасли в сравнении с 2015 годом: увеличение оборота предприятий в четыре раза – со среднегодовым темпом до 2024 года – 17%, а к 2030 году – в 5,5 раз. Увеличение занятости в отрасли в два раза по отношению к 2015 году – почти до 9 тыс. рабочих», – сказал Пономарев.

Накануне врио главы Севастополя Дмитрий Овсянников на встрече с активом регионального отделения партии «Единая Россия» на одной из площадок праймреиз заявил, что ключевыми отраслями экономики является именно судостроение и судоремонт.

«В этом направлении мы видим несколько моментов: создание на базе четырех предприятий полноценного центра судоремонта. Программа «Севморзавода» на сегодняшний день уже имеет подтверждение средств в размере 7 млрд рублей, тринадцатый завод – загружен. Мы договорились, что максимальное количество боевых судов и кораблей будет оставаться на ремонт в Севастополе», – сказал Овсянников.

В «Стратегии – 2030» ставка делается на те отрасли, которые исторически конкурентоспособны: морская деятельность, судоремонт и специализированное судостроение и сервисы обслуживания флота. «Географическое расположение города и технические возможности предприятий позволяют вести строительство судов круглогодично», – говорит Пономарев.

Модернизация «Севморзавода»

 «Севморзавод» (филиал АО «Центр судоремонта «Звездочка» входит в государственный холдинг «Объединенная судостроительная корпорация») весной начнет получать средства на техническое перевооружение производственной базы – об этом заявил директор завода Игорь Дрей выступая на круглом столе в Законодательном собрании.

«Мы сформировали программу технического перевооружения, которая была оценена в 2 млрд 64 млн рублей. Вчера я разговаривал с президентом «ОСК» Алексеем Львовичем Рахмановым, и он подтвердил, что в начале мая – максимум в течение месяца финансирование по техперевооружению пойдет, в 2017 году оно будет разбито на два этапа: первый – 800 млн, и второй – порядка 900 млн рублей. Мы начнем получать современное оборудование, которое позволит выполнять не только судоремонт, а также и реализовывать проекты в сфере машиностроения», – сообщил Дрей.

По словам директора завода, именно техническая отсталость производственных мощностей является на сегодняшний день главной проблемой. Один из примеров: на предприятии сегодня 739 станков и другого оборудования, возраст которых 35 и более лет. Так что параллельно с закупкой техники будет вестись реконструкция и модернизация производственных площадей, а некоторые площадки придется фактически сносить и строить заново. «Но в этом есть и своя положительная сторона – это позволит нам построить современные цеха», – говорит директор завода, уточняя: доки построены в позапрошлом веке.

«Но наши прадеды делали все на совесть, и я скажу, что, по сравнению с Калининградскими, наши доки находятся в хорошем состоянии. Ими мы тоже серьезно займемся. И оборудование будем ставить самое современное, чтобы выполнять заказы по судоремонту с максимальной производительностью. В общей сложности на все это будет выделено порядка 5 миллиардов рублей – это и средства федерального бюджета, и собственные средства «ОСК». Сумма кажется огромной, но тот, кто занимался судостроением и ремонтом, знает, что для этой отрасли она небольшая», – уточнил Игорь Дрей.

Он рассказал, что «Севморзавод» приступил к подготовке производства к строительству плавучего крана грузоподъемностью 400 тонн, которое будет завершено к концу 2019 года. По словам Игоря Дрея, именно строительство плавучих кранов может стать одним из основных направлений производства.

Директор завода добавил, что на сегодняшний день производственные мощности предприятия загружены на 100%. Завод ремонтирует суда Черноморского флота и гражданского судоремонта. Кроме того, здесь строят плавучую систему, которая будет использоваться при возведении Керченского моста.

Не звездный час

Одной из проблем отрасли, по словам судостроителей, является дефицит кадров. На каждом предприятии отмечается очень низкая укомплектованность: не хватает специалистов как рабочих, так и инженерно-технических специальностей. «Элементарно, маляров нет, а взять человека красить или чистить судно просто так нельзя – у него должен быть диплом», – сетуют судоремонтники и просят власти пересмотреть подходы к подготовки кадров в местных ВУЗах, введя дополнительные технические специальности. В ответ обещают брать студентов на практику: «чтобы ребята могли обучаться на настоящем оборудовании», а в последующем и трудоустроиться.

Но если кадры — дело наживное, специфика санкционного полуострова накладывает громадный отпечаток на развитие отрасли. «В связи с санкциями мы можем рассчитывать только на внутренний рынок, но глобального рывка мы не получим. Потому что есть Китай и Япония, которые делают 80 % рынков мирового судостроения, и Россия здесь не на первом месте. Нам приходится конкурировать не только внутри страны, но и Турцией, и с Болгарией, и Китаем», — говорит директор группы компаний «Техфлот» Алексей Малько. По его словам, «можно иметь какие угодно станки, но не все зависит от судостроителей». Он считает, что внутренний рынок судостроения в России «уже поделен».

«Если мы хотим конкурировать успешно, мы должны работать лучше. В Босфорте, например, находится крупнейший в Средиземноморье кластер. Только в 2011 году там было более 50 доков – это в пять с лишним раз больше, чем в Севастополе, а стоимость ремонта там ниже, скорость – выше. Кроме того, проблем с логистикой нет, с пограничниками и таможенниками – тоже. Так же в Румынии и Болгарии, если не считать украинские верфи, которые стоят без работы. Считать, что мы особенные и нам все посыплется, неправильно: нужно считаться с тем, что существует глобальная конкурентная среда», – сказал Малько.

«Рыночная экономика есть рыночная экономика, но не очень нас хотят видеть на материковой части в сфере выполнения гособоронзаказа. Несмотря на то, что нас загнали в жесткие рамки, мы получили благодарственные письма от Минобороны. Должен сказать, что без наших изделий «Адмирал Кузнецов» (авианосец – прим. ред.) вряд ли бы вышел на боевую службу», – говорит замдиректора ООО «Фарватер-С» Сергей Прокопьев.

Это предприятие сейчас переживает тяжелые времена. Из-за имущественных споров с владельцем площадки предприятие потеряло 61 аттестованное рабочее место и вынуждено «начинать все с нуля». Руководитель «Сориус Судоверфь» Игорь Сугак уверяет, что заход в Севастопольский порт обходится судам вдвое дороже, чем в порт Ростова-на-Дону, что явно не способствует развитию местных предприятий даже на внутреннем рынке.

«Мы уверены, что в ближайшие годы севастопольское судостроение начнет развиваться гораздо более быстрыми темпами», – говорит депутат Вячеслав Аксенов.

В преддверии принятия «Стратегии – 2030» судостроители заручились поддержкой законодательной и исполнительной власти: им обещают содействия в вопросах подготовки кадров на местах, а возведение отрасли в ранг приоритетной вселяет в корабелов надежду на решение обозначенных проблем.

Анна Малышко, ФедералПресс